- СЕРБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЕ́РБСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература сербов, одна из национальных литератур Югославии (см. Югославии литературы). Развивается на сербскохорватском языке. Истоки С. л. восходят ко времени деятельности славянских просветителей и религиозных деятелей Кирилла и Мефодия (2-я половина IX в.). Первые сербские памятники письменности («Мирославово евангелие», XII в.) отражают сербский извод старославянского языка. Древняя и средневековая литература имела преимущественно церковно-дидактический характер: летописи, родословы, актовые записи; наиболее развитые жанры жития, содержавшие часто исторические сведения (например, «Житие деспота Стефана Лазаревича» Константина Философа, XIV в.), «похвалы», песни. Об усвоении опыта византийской литературы свидетельствуют переводы и переработки апокрифов и повестей. Взаимообогащением отмечены сербско-болгарские и сербско-русские литературные контакты. Известные с XI в., они особенно плодотворны в конце XIIXIII вв. и в конце XIVXV вв., в период т. н. второго южнославянского влияния. Ученые монахи-сербы участвовали и в становлении русской литературы: например, составление Русского хронографа Пахомием Логофетом (Сербом); в свою очередь, памятники русской письменности оказали влияние на развитие сербской литературы. В конце XV начале XVI вв. зародилось сербское книгопечатание.
Османское иго, установившееся в Сербии с 1389, длительное время сдерживало развитие С. л. Разорение монастырей заставляло писателей-монахов искать пристанища в других странах, в частности в России. Поддержка угасавших литературных традиций в XVIXVII вв. выразилась в немногочисленных летописях, переработках византийских и русских хронографов и других сочинениях. Наиболее полно духовная жизнь сербского народа отразилась в фольклоре. Многообразный в жанровом отношении, он особенно значителен в поэзии в лирических (бытовых, обрядовых) песнях, восходящих к раннему средневековью, и героическом эпосе (см. Хайдуцкие песни, Юнацкие песни). Высокая художественность эпоса оказала длительное влияние на письменную литературу, сделала его предметом исследований и переводов ученых и писателей разных стран (А. С. Пушкин, Н. Г. Чернышевский, А. Мицкевич, И. В. Гёте, бр. Я. и В. Гримм, П. Мериме и др.).
В результате миграции сербов из земель, занятых Османской империей, на север центр их культурной жизни к XVIII в. переместился на территорию южной Венгрии. В борьбе против униатства и мадьяризации усилились сербско-русские литературные связи. Под влиянием церковных русских книг и учебников сложился т. н. славяно-сербский язык, сыгравший заметную роль в становлении литературы сербского Просвещения. Процесс культурного возрождения сербов в XVIII в. отразил Доситей Обрадович, заложивший основы светской литературы; он ввел новые для С. л. жанры: басню, мемуары в духе автобиографического романа философской направленности.
Национально-освободительное и антифеодальное движение, становление государственной и культурной самостоятельности сербов определили подъем духовной жизни 1-й половины XIX в. Возникли культурно-просветительские и научные общества (старейшее из них Матица сербская, основано 1826), появилась литературная периодика. С. л. осваивает различные художественные формы, известные в других литературах, классицистические и сентименталистские традиции. Сатирические комедии Й. Поповича (Стерии-Поповича) заложили основы национального репертуара сербского театра. Выдающуюся роль сыграл идеолог национального возрождения В. С. Караджич; филолог, фольклорист и историк, он отстаивал самобытность литературы, разработал принципы нового литературного языка на основе народно-разговорной речи, раскрыл богатые истоки народной культуры в фольклоре. Литературно-эстетическая концепция Караджича способствовала формированию новой сербской литературы, в частности романтизма, в развитии которого значительная роль принадлежит поэту-черногорцу, государственному деятелю П. Негошу, обогатившему С. л. социально-философским содержанием, пафосом освободительной борьбы, идеей единения югославян (драматическая поэма-эпопея «Горный венец» и др.). Расцвет романтизма конец 40начало 70-х гг.; центральное место в нем занимала поэзия Б. Радичевича, Дж. Якшича, Й. Змая, Л. Костича.
С 60-х гг. в С. л. заметен поворот к реализму, что определялось изменениями в социальной структуре сербского общества, обострением классовой борьбы. Реалистические тенденции проявились уже у романтиков (в сатире Змая, в прозе и гражданской поэзии Якшича). Важное значение для С. л. имел опыт русской реалистической литературы. Программу сербского реализма содержали статьи революционера-демократа С. Марковича. Первые реалисты тяготели к социально-бытовой прозе (повести и рассказы из крестьянской жизни М. Глишича и из жизни городских слоев Л. Лазаревича). Становление романа связано с творчеством Я. Игнятовича. В конце XIX в. С. л. обогащается социально-исторической и психологической проблематикой, разнообразными стилевыми тенденциями (произведения С. Матавуля, С. Ранковича, С. Сремаца); усиление реакции, особенно к концу 90-х гг., обостряет ее обличительную направленность (сатирическая проза Сремаца, Р. Домановича, остросоциальные комедии Б. Нушича). В поэзии выделяется гражданская лирика и политическая сатира В. Илича; в некоторых его стихах проявились субъективно-философские настроения.
В конце XIX начале XX вв. литературный процесс значительно осложняется. Получает развитие сербский модернизм; неоднородный в идейно-эстетическом отношении, он больше всего опирался на традиции группы французских поэтов «Парнас» и символизм (Й. Дучич, М. Ракич). Традиции демократической поэзии продолжали А. Шантич, В. Петрович. Принципы реализма отстаивал видный критик и историк литературы Й. Скерлич. В прозе Б. Станковича, П. Кочича, И. Чипико усиливается критицизм, углубляется психологизм. С творчеством К. Абрашевича связано становление пролетарской литературы.
Создание единого Югославского государства (1918) ознаменовало новый период и в развитии С. л., отмеченный обострением идейной борьбы, появлением новых литературных направлений. В 20-х гг. возник экспрессионизм, который не был однородным: одни его представители проповедовали мистику, «чистый космизм», другие выражали анархо-индивидуалистические настроения (поэзия Р. Драинаца, М. Црнянского и др.). В прозе 20-х гг. видное место занимала военная тема, отразившаяся как в произведениях ветеранов реализма, так и в произведениях молодых писателей, воссоздавших переживания «потерянного поколения»: например, «Дневник о Чарноевиче» Црнянского и др. Проблематику современной послевоенной жизни, опираясь на традиции реализма, разрабатывал Б. Чосич. К истории Боснии во время османского и австро-венгерского владычества обратился в рассказах И. Андрич.
В конце 20-х гг. в условиях военно-монархического режима усилилось брожение в рядах творческой интеллигенции. Возникли, с одной стороны, опирающаяся на революционную идеологию «социальная литература», с другой сюрреализм. В 30-х гг. как течение сюрреализм распался; часть левых сюрреалистов (Дж. Йованович, А. Вучо и др.) присоединилась к «социальной литературе», которая, освободившись в значительной мере от схематизма и упрощенчества, способствовала укреплению реалистических позиций. Под ее влиянием углубляют социальную критику писатели критического реализма (рассказы Петровича, комедии Нушича, роман «Скошенное поле» Б. Чосича); гражданскими и патриотическими мотивами обогащается поэзия Десанки Максимович. Социальная поэзия нашла выражение в поэзии черногорца Р. Зоговича. Среди революционных писателей выделяется Й. Попович, создавший в новеллах галерею образов представителей разных социальных слоев буржуазной Югославии (сборник «Лица прохожих»). Усилению реалистических тенденций способствовала публицистическая и литературно-критическая деятельность Дж. Йовановича и В. Глигорича. Во время фашистской оккупации Югославии (1941 1945) большинство прогрессивных сербских писателей включилось в Народно-освободительную борьбу, продолжая в трудных условиях литературную деятельность.
После освобождения Югославии и победы народной революции (1945) С. л. вступила в новый период своего развития. Было организовано Общество сербских писателей (1945), объединившее литераторов, стоявших на антифашистских позициях и принявших завоевания народной революции. Крупным литературным событием страны был выход в 1945 социально-психологических романов Андрича «Мост на Дрине» и «Травницкая хроника», получивших мировую известность; в них дана широкая панорама жизни Боснии на протяжении пяти веков, философски осмысляются человеческие судьбы. На первом этапе послевоенного развития ведущую роль в С. л. играло течение, продолжавшее в новых условиях традиции революционной литературы 30-х гг. Преобладали поэтические жанры, очерки, рассказы. Со 2-й половины 50-х гг. возрождаются некоторые модернистские течения (экспрессионизм, сюрреализм) и оказывают на литературный процесс заметное влияние. В значительной мере меняются тематика, идейная направленность, эмоциональная окраска, формы выражения в поэзии. Развивается «абстрактный интеллектуализм», выявляются тенденции «романтического интимизма». Традиции реализма продолжают Зогович, Максимович, С. Раичкович. Наибольшее развитие получила проза, представленная различными художественными тенденциями и творческими методами. Основные ее достижения связаны с романом разной жанрово-стилевой направленности. Центральное место в нем в 5060-х гг. занимает тема народно-освободительной войны и революции: «Прорыв» Б. Чопича, «Лелейская гора» М. Лалича, «Песня» Давичо, «Солнце далеко» и «Разделы» Д. Чосича. Жизнь сербского народа в XVIII в. одна из тем историко-философского романа Црнянского «Переселения». Широкую известность получил философский роман-притча М. Селимовича «Дервиш и смерть». Важное место заняла также современная проблематика (романы Чопича, сатирические романы Э. Коша, О. Давичо). Появлением крупных реалистических полотен, обращенных к жизни народа в переломные моменты его истории, ознаменованы и 70-е гг.: романы «Военное счастье» и «Поборники» Лалича, «Время смерти» Чосича.
Литературная периодика: «Наша књижевност» (с 1946; с 1947 «Књижевност»), «Савременик», «Дело» (оба с 1955).
Издания:
Эпос серб. народа, [изд. подгот. И. Н. Голенищев-Кутузов], М., 1963; также изд. при ст. Югославии литературы.Литература:
Богданов М. Б., Серб. сатирическая проза кон. XIX нач. XX в., М., 1962;
Заруб. слав. литературы. XX век, М., 1970;
Српска књижевност у књижевноj критици, 2 изд., књ. 112, Београд, 1972 1973;
Поповић М., Историja српске књижевности. Романтизам, књ. 1, Београд, 1968;
Глигорић В., Српски реалисти, 5 изд., Београд, 1968;
см. также лит. при ст. Югославии литературы.Р. Ф. Доронина, М. Б. Богданов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.